О разработке и принятии организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает обязанность всех организаций, независимо от организационно- правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, принимать меры по предупреждению коррупции.

В развитие данной нормы Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны соответствующие методические рекомендации, которые содержат ссылки на нормативно – правовую базу для реализации юридическими лицами антикоррупционнных мер, информацию о видах ответственности физических и юридических лиц за коррупционные нарушения, перечень общих требований к мерам, подлежащим разработке в организациях, а также сведения о методах реализации антикоррупционных мер с учетом специфики основного рода деятельности юридического лица.

Основной комплекс мер, направленных на предупреждение коррупции, рекомендуемых к разработке и реализации в каждой организации, включает в себя следующие мероприятия.

  1. Разработка локального нормативного акта «Антикоррупционная политика», в котором предусматриваются комплекс процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений с целью обеспечения выполнения закрепленных положений всеми работниками организации.

Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников. Рекомендуется организовать ознакомление с политикой работников под роспись. Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к тексту политики, например, разместив его на корпоративном сайте организации.

Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности организации. Большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством организации. Руководитель организации, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил и процедур.

Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется спецификой этой организации и особенностями условий, в которых она функционирует.

При этом в указанных методических рекомендациях содержатся примеры антикоррупционных мероприятий, которые могут внедряться юридическими лицами.

В целях эффективного исполнения антикоррупционных мероприятий, возложенных на работников, организации необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения.

Так, например, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте организации. В данном документе необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

В качестве составной части или приложения к антикоррупционной политике организация может утвердить план реализации антикоррупционных мероприятий. При составлении такого плана рекомендуется для каждого мероприятия указать сроки его проведения и ответственного исполнителя.

  1. Каждому юридическому лиц необходимо определить подразделение или должностное лицо, ответственное за противодействие коррупции.

При этом рекомендуется обеспечить непосредственную подчиненность таких структурных подразделений или должностных лиц руководству организации, а также наделить их полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в организации.

В число обязанностей структурного подразделения или должностного лица, например, может включаться:

-разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);

-проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;

-прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;

-организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;

-организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

-оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

Более подробный перечень обязанностей работников организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, также можно найти в обозначенных методических рекомендациях.

  1. Оценка коррупционных рисков с целью определения конкретных бизнес-процессов и деловых операций, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.

Кроме того, она позволяет определить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

  1. Выявление конфликта интересов в деятельности организации и ее работников. Примеры мероприятий, направленных на разрешение данных ситуаций, возможных последствий и разбор конкретных ситуаций также можно найти в вышеупомянутых методических рекомендациях.
  2. Внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру организации. В этих целях организации рекомендуется разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. При этом в кодекс следует включить положения, направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.
  3. Регулярное обучение работников организации внедряемым стандартам поведения, правилам и процедурам.
  4. Усиленный внутренний контроль и аудит за операциями и процедурами в сферах повышенного коррупционного риска.

При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, например:

-оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;

-предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;

-выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;

-закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;

-сомнительные платежи наличными.

  1. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции, которое подразумевает необходимость сообщения о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно организации; принятие на себя обязательства воздерживаться от каких-либо санкций в отношении сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения; оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции, а также при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

Таким образом, реализация мер по противодействию коррупции требует от организации некоторых временных и материальных затрат, но в долгосрочной перспективе существенно снижает риски применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, в том числе за подкуп должностных лиц, и  наложения санкций за недолжные действия посредников и партнеров.

Первомайский городской прокурор
Советник юстиции  Е.В. Тарарин

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ