НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК

С 1 июля вступили в силу большинство положений Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В развитие указанного федерального закона также приняты Постановления Правительства РФ от 16.04.2021 №604 и 28.04.2021 №663, Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 №151.

 

Сфера действия

В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Федеральным законом №294-ФЗ. Новый закон, как и предшественник, не регулирует прокурорские, налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.

 

Вступление в силу

Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.

План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.

Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, действовавшим на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать их, даже если организация или ИП подает жалобу после 1 июля.

Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.

Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не будут утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Они должны быть приняты до 1 января 2022 года.

До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля: к антимонопольному контролю, контролю в сфере гособоронзаказа и т.д. Этот закон продолжает действовать и при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.

 

Способы проверок хозяйствующих субъектов

Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Их можно назвать «бесконтактными» (когда нет взаимодействия с контролируемым лицом) и «контактными».

«Бесконтактные» способы (наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование) могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.

Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля. Такими способами могут быть документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр. К примеру, Роспотребнадзор при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы.

«Контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе, как и раньше.

Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Мероприятия различаются набором допустимых контрольно-надзорных действий. В их числе осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

 

Размещение информации о проверках

Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, заменяется единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года региональные и муниципальные проверяющие могут использовать старый реестр, если нет положения о виде контроля, принятого по новому закону.

Новый реестр аккумулирует всю информацию о проверке: кто и когда ее проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.

«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней не будет в реестре. Есть исключения. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По нему можно перейти к сведениям о проверке в реестре.

Чтобы получить доступ к сведениям о проверках, контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе.

Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует вносить в реестр. Установлены также уровни доступа к ним:

— сведения открыты;

— сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;

— сведения доступны после окончания конкретного события.

Например, сведения о контрольной закупке открыты для всех, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступна только тому, кого проверяли.

Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, ее статус и результат рассмотрения.

При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.

 

Сроки проверки

Документарная проверка длится не более 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от момента, когда истребованные документы представлены проверяющим.

Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом ограничено — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.

Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).

Сроки остальных мероприятий определяют исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

 

Уведомление о проверке

О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.

Предварительно не уведомят:

— о контрольной закупке;

— мониторинговой закупке;

— выборочном контроле;

— инспекционном визите.

Кроме того, есть общее правило: если имеется угроза причинения вреда, любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.

 

Наличие проверочных листов у проверяющих

Новый закон о проверках не устанавливает случаев, когда проверяющие обязаны применять проверочные листы. Этот вопрос должно урегулировать Правительство РФ не ранее 1 марта 2022 года.

 

Обжалование результатов проверки

Если проверку проводили в рамках федерального контроля по Федеральному закону от 31.07.2020 №248-ФЗ, до подачи жалобы в суд нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 59 видов контроля, включая проверки Роструда, МЧС, Росздравнадзора.

Жалобу подают через портал госуслуг, если она не содержит охраняемую законом тайну. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале (https://knd.gosuslugi.ru).

 

Профилактика нарушений

Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:

— меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;

— самообследование — добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо (ИП) получит высокую оценку, оно сможет принять специальную декларацию (это должно допускать положение о виде контроля);

— профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица (ИП). Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.

Так, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может размещать эту информацию публично, например, на своем сайте, в рекламе.

 

 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *